Портал индустрии
переработки пластмасс



Рекламодателям

Наша целевая аудитория: инвесторы, руководители, топ-менеджеры, специалисты компаний-производителей и поставщиков …

Подробнее

Укажите ваш e-mail, чтобы получать подборки актуальных новостей из мира переработки пластмасс.

Подписаться
Европейский регламент об упаковочных отходах
25.04.2024 Европейский регламент об упаковочных отходах
Не только в России ведутся горячие дискуссии, касающиеся механизма РОП и ставок экосбора (напомним, что методика расчета все еще была не утверждена Правительством РФ на конец декабря). Подобные вопросы будоражат полимерное сообщество и в США, и в ЕС. Например, в конце ноября 2023 года в Европе была опубликована последняя редакция «Регламента об упаковке и упаковочных отходах» (PPWR), в который внесены существенные поправки. Многие из них воспринимаются участниками индустрии переработки пластмасс весьма негативно.
К числу разнообразных изменений в изначальный текст регламента, многие из которых были внесены в соответствии с поправками, предложенными Комитетом по окружающей среде (ENVI) в октябре, относятся в том числе следующие:
— смягчены нормы, касающиеся минимального содержания рециклята в изделиях, а также снижены целевые показатели сбора отходов на уровне как отдельных стран — членов ЕС, так и отдельных компаний;
— учтена возможность использовать материалы на биологической основе ради соблюдения требования о минимальном 50-процентном содержании рециклята в изделиях;
— из правила о обязательном минимальном содержании рециклята в готовой продукции исключены защитные и герметизирующие покрытия, а также смягчен подход к оценке перерабатываемости того или иного изделия, способного поощрить использование для изготовления пищевой упаковки бумаги и картона (которые на самом деле плохо поддаются переработке);
— запрещено преднамеренное использование бисфенола А и пер- и полифторалкильных соединений (PFAS) при изготовлении упаковки;
— ужесточены требования к использованию этикеток и публикации данных, в том числе обеспечивающих публичную доступность информации;
— доработаны положения о расширенной ответственности производителя (РОП), которая должна теперь включать в себя механизм использования соответствующих выплат на поддержку инфраструктуры сбора отходов, а производители и поставщики должны компенсировать расходы на рециклинг;
— поощряется движение в сторону создания «регулируемых производственно-сбытовых цепей»;
— осуществлена дальнейшая корректировка термина «рециклинг»;
— изменены целевые показатели, связанные с повторным использованием упаковки, включая внесение пункта о пригодности для многократного применения в трактовку понятия «повторное»;
— утверждено распространение многих требований регламента на розничных интернет-продавцов;
— манифестируется организация для участников отраслевой производственно-сбытовой цепи «Форума упаковщиков» в качестве площадки для оценки законодательных инициатив и целевых показателей.
Перед окончательным утверждением регламент еще должен пройти стадию трилога (неофициальный формат в законодательной процедуре Евросоюза, в котором участвуют представители Европарламента, Еврокомиссии и Совета ЕС) для обсуждения дополнительных поправок. Таким образом, не исключено, что финальная версия будет заметно отличаться от той, за которую голосовали в ходе пленарного заседания Европейского парламента.

Уменьшение целевых показателей
Вероятно, одним из самых бурно обсуждаемых нововведений, появившихся в последней версии регламента, станет поправка, предложенная Комитетом по окружающей среде и связанная с идеей включения пластиков на биологической основе в положение об обязательном минимальном содержании рециклята в упаковочных изделиях на уровне 50%.
Данная инициатива уже подверглась серьезной критике со стороны многих предприятий, связанных с механическим рециклингом и изготовлением упаковки. Это происходит вовсе не потому, что отрасль не поддерживает расширение выпуска и использования биополимеров. Причина скорее в том, что формальное признание таких материалов вторичными может потенциально навредить инвестициям в сегменте механического рециклинга. Позиция многих участников отрасли заключается в том, что в будущем можно было бы ввести отдельные целевые показатели для учета биополимеров, но их ни в коем случае не следует смешивать с рециклятом. Согласно распространенному мнению, материалы на биооснове нельзя считать восстановленными, даже несмотря на то, что их производство может быть связано с повторным использованием биологических отходов.
Целевой показатель, касающийся минимального содержания рециклята в тех видах пластиковой упаковки, на которые накладываются ограничения, связанные с ее химическим составом, был снижен с 10% до 7,5% (крайний срок выполнения — 2030 год). Из данного правила было в конце концов сделано исключение для изделий, которые должны находиться в непосредственном контакте с продуктами питания, — они больше не обязаны соответствовать указанным параметрам.
Кроме того, ожидания в отношении уровня собираемости отходов упаковки на территории стран — членов ЕС в новой редакции были снижены с 90% до 85%.
Таким образом, последние изменения связаны со значительным снижением целевых показателей. Тем не менее они все еще остаются весьма амбициозными, и для их достижения потребуется серьезно улучшить систему сбора отходов, а также расширить выпуск вторсырья, пригодного для изготовления упаковки. В первую очередь это касается вторичных полиолефинов, нехватка которых в Европе сейчас весьма ощутима.
На куда более теплый прием у участников упаковочной отрасли могут рассчитывать поправки, меняющие систему учета содержания рециклята: оно теперь будет определяться не применительно к каждому упаковочному изделию, а в пересчете на средние значения, на предприятие и на год, что упростит практическую реализацию этой законодательной нормы.
В новой редакции также был удален параграф, который наделял Еврокомиссию полномочиями корректировать целевые показатели в случае нехватки или слишком высокой стоимости определенного вида вторичного пластика.
Еврокомиссия должна будет до 31 декабря 2025 года разработать методику учета содержания рециклята в изделиях, поступающих на европейский рынок.

Вопрос о защитных и герметизирующих покрытиях
Противоречивая реакция ожидается также на отмену исключений для различного вида покрытий, лакировок, красителей, адгезивов, а также средств укупорки из состава понятия «комбинированная упаковка». В соответствии с новой редакцией регламента все это больше не будет учитываться при оценке пригодности изделия для вторичной переработки. При этом исключение, сделанное для защитных и герметизирующих покрытий, очевидно, вызовет наиболее ожесточенные дебаты.
Это связано с тем, что в картонных и бумажных изделиях, рассчитанных на непосредственный контакт с продуктами питания (сюда не входит гофрокартон, используемый для упаковки фруктов и овощей) обычно имеется барьерный слой из пластика (который подпадает под исключение, сделанное для покрытий), что превращает их в многослойные предметы, вторичная переработка которых зачастую может быть довольно сложной. Отсутствие такого барьера привело бы к загрязнению картона и бумаги, что сделало бы их непригодными для рециклинга в принципе.
При этом не стоит забывать о том, что использование в пищевой упаковке каких-либо других материалов в качестве альтернативы пластику обычно делает производство более энергоемким, провоцирует увеличение выбросов диоксида углерода (CO2), а также приводит к увеличению веса продукции, что оборачивается большим расходом топлива при транспортировке.
В 2020 году (в настоящий момент доступны данные Евростата только за этот год) уровень рециклинга картонной и бумажной упаковки на территории стран — членов ЕС был равен 81,5%, при этом большое количество изделий, рассчитанных на непосредственный контакт с продуктами питания, попало в оставшиеся 18,5% и не подлежало переработке. Стоит также отметить тот факт, что пик рециклинга картонной и бумажной упаковки был пройден в 2016 и 2017 годах (85,4%). Снижение данного показателя подозрительным образом совпадает с расширением использования картона и бумаги для упаковки продуктов питания.
Когда эта поправка впервые была предложена Комитетом по окружающей среде, многие участники упаковочной отрасли выразили свою озабоченность по поводу того, что у потребителей может сложиться излишне оптимистичное представление о перерабатываемости пищевой упаковки из картона и бумаги, что только ускорит отказ от пластика.

Последствия корректировки термина «рециклинг»
В новую редакцию регламента было включено изменение формулировки термина «рециклинг», предложенное Комитетом по окружающей среде, в результате чего вновь появилось двоякое толкование понятия вторичной химической переработки методом пиролиза, от которого попытались уйти в изначальной версии текста. Теперь же наличие отсылок к сразу двум определениям, зафиксированным в разных законодательных нормах, затруднит практическое использование пиролизного масла — основного продукта химического рециклинга на территории Европы — в качестве вторичного сырья, открывая простор для субъективного подхода к тому, как толковать и соблюдать установленные правила.

Регулируемые производственно-сбытовые цепочки
Также по предложению Комитета по окружающей среде в новой редакции упоминается создание «регулируемых производственно-сбытовых цепочек», однако при этом отсутствует конкретика касательно того, как это должно выглядеть на практике.
Кроме того, от стран ЕС теперь требуется создать к январю 2029 условия для «обеспечения справедливого и безопасного доступа к вторичным материалам, которые должны использоваться таким образом, чтобы их полезные свойства были сохранены или восстановлены в ходе эксплуатации и последующего рециклинга и их вновь можно было применять для изготовления таких же или похожих изделий с минимальными потерями количества, качества и функциональности».
Опять-таки нет никакой ясности относительно того, как следует понимать слова «справедливый доступ» в таком контексте. При этом данная инициатива потенциально способна оказать колоссальное воздействие на производственно-сбытовые цепочки, а также на механизмы ценообразования и правила заключения контрактов в индустрии упаковки.

Расширенная ответственность производителя
Последние изменения в тексте регламента предписывают направлять средства, получаемые в рамках реализации закона о расширенной ответственности производителя, на финансирование расходов, необходимых для сбора, сортировки и рециклинга упаковки.
По словам многих представителей полимерной отрасли, нехватка соответствующей инфраструктуры уже давно является важнейшей проблемой, препятствующей достижению целевых показателей, связанных с уровнем перерабатываемости пластика. Вот почему данная поправка может рассчитывать на широкое одобрение.
С куда меньшим энтузиазмом будут встречены новые требования, предписывающие публичное безвозмездное раскрытие информации, собираемой в рамках практического применения механизмов обеспечения РОП.
Согласно новой редакции вырученные средства можно будет также направлять на транспортировку и утилизацию отходов.
Процедура окончательного согласования указанных поправок, вероятно, будет сопровождаться жаркими дискуссиями с участием всех заинтересованных сторон. В какой бы форме ни был в конечном итоге утвержден регламент об упаковке и упаковочных отходах, последствия от его внедрения окажут огромное влияние на всех участников упаковочной индустрии. Соответственно, они в обязательном порядке захотят заблаговременно ознакомиться со всеми предложенными нововведениями и прямо или косвенно принять участие в их обсуждении.
Яндекс.Метрика