Портал индустрии
переработки пластмасс



Рекламодателям

Наша целевая аудитория: инвесторы, руководители, топ-менеджеры, специалисты компаний-производителей и поставщиков …

Подробнее

Укажите ваш e-mail, чтобы получать подборки актуальных новостей из мира переработки пластмасс.

Подписаться
Закон о РОП: смена алгоритма
24.11.2023 Закон о РОП: смена алгоритма
Внедряемая в России уже в течение нескольких лет концепция расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП), к сожалению, не дала ожидаемых результатов ни в плане наращивания объемов утилизации отходов, ни в отношении увеличения бюджетных сборов. Серьезным недостатком стала непригодность существующего в настоящее время варианта РОП для администрирования. Поэтому возникла необходимость иначе подойти к регулированию вопросов утилизации использованных товаров.

Новая терминология
В конце 2020 года Правительство РФ утвердило «Концепцию совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки», которая признала основные недостатки действующей системы РОП и наметила направления ее совершенствования. С 2021 года депутаты Думы совместно с профессиональным сообществом работали над поправками в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и к смежным законам, затрагивающим вопросы РОП. В итоге 25 июля 2023 года Федеральный закон №451 от 4 августа 2023 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой, 28 июля 2023 года одобрен Советом Федерации, а 4 августа 2023 года подписан президентом.
Основные нововведения закона, призванного сделать рабочим институт расширенной ответственности компаний, касаются закрепления ответственности за утилизацию упаковки за ее производителями и собственно утилизаторами, цифровизации процесса администрирования контроля за обращением отходов, создания реестра утилизаторов.
С учетом нового подхода внесены терминологические поправки. Так, теперь под отходами понимаются отходы, образующиеся после утраты товарами и/или упаковкой полностью или частично своих потребительских свойств. При этом термин «упаковка» превратился буквально в философскую дефиницию, став своеобразной «вещью в себе»: в обсуждаемом законе указано, что «к упаковке относится продукция как являющаяся товаром, так и используемая для упаковки товара».
Введены два термина, которые на практике уже применяются в деловом обороте («утилизация отходов от использования товаров» и «экологический сбор»), но не имели ранее точной формулировки, которая понималась бы всеми участниками рынка одинаково. Теперь под «утилизацией отходов от использования товаров» законодатель предлагает понимать использование отходов, образующихся в результате использования товаров, и/или вторичного сырья, полученного из таких отходов, для производства новых товаров (продукции). А под экологическим сбором понимается сбор, уплачиваемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими либо производство товаров и упаковки на территории РФ, либо ввоз в страну и вывоз из нее товаров, в том числе в упаковке, в процессе товарообмена с другими государствами. Следует отметить, что, согласно новому закону, производитель товара, упаковывающий произведенный им товар, не обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования упаковки, за исключением случаев, когда указанная упаковка изготовлена самим производителем товара. При этом закон однозначно говорит, что если производитель товара осуществляет производство и товара, и упаковки, предназначенной для упаковывания выпущенной им продукции, то он обязан обеспечивать утилизацию отходов своих товаров и упаковки независимо от того, отнесено ли производство упаковки к основному виду деятельности этого производителя товара.

Вопросы к документу
Тут возникает интересный момент. Преформы для бутылок изготавливаются обычно на предприятии, которое специализируется на их изготовлении. Но преформа — не упаковка, а заготовка для нее. А собственно бутылка зачастую производится как раз на пищевом предприятии — молочном, безалкогольных напитков и других. На бутылку накручивается крышечка и клеится этикетка. В этом случае производитель преформ является производителем упаковки? Он должен заниматься утилизацией? А производитель молочной продукции, который раздул бутылку перед тем, как ее наполнить, является производителем упаковки? Если да и он тоже должен утилизировать упаковку, то получается, что каждую бутылку надо будет как-то умудриться утилизировать дважды. А крышечка и этикетка — это упаковка? И кто должен заниматься утилизацией: производители крышечек и этикеток или опять же молочный комбинат?
Импортеры товаров не обязаны заниматься утилизацией товаров, они компенсируют это внесением денежных средств. А вот утилизацией ввозимой на территорию нашей страны упаковки, в которую упакован ввозимый товар, импортер обязан заниматься. И производители, и импортеры обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров и упаковки в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством РФ в процентах от общей массы товаров, произведенных на территории РФ и ввезенных из-за рубежа.
Закон предусматривает создание единой федеральной государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, для которой производители и импортеры обязаны будут предоставить сведения о себе и о выпускаемых и импортируемых товарах.

Правила утилизации
Законом №451 от 4 августа 2023 года в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» введены четыре дополнительные статьи 24.2-1, 24.2-2, 24.2-3, 24.2-4.
Новая статья 24.2-1 содержит требования по обеспечению производителями товаров и упаковки, импортерами товаров и упаковки утилизации отходов, образующихся в результате использования товаров. Наряду с сугубо формальными требованиями (дата отгрузки, дата списания, дата утилизации), законодатель предусмотрел нормы, появление которых в законе произошло по причине излишне свободных и весьма безответственных действий утилизаторов в предыдущем периоде. Говоря простым языком, были выявлены довольно частые случаи приписок, когда объем утилизированной продукции существенно превышал мощность оборудования утилизаторов. Или утилизации подвергалось все подряд, а акты оформлялись на ту продукцию, которая предусмотрена перечнем.
В связи с этим законодатель решил заявить свою позицию вполне однозначно: производители и импортеры товаров и упаковки, а также импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров и упаковки, выбрав один из двух вариантов: либо путем создания и использования собственной инфраструктуры по утилизации отходов, либо путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенными в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся таким видом бизнеса.
Не допускается замена утилизации отходов использованных товаров и упаковки переработкой иных отходов. Обязанность по обеспечению утилизации отходов использованных товаров и упаковки считается исполненной в результате применения таких отходов или полученного из них вторичного сырья для производства новых товаров при условии соответствия и отходов, и товаров специальному перечню, предусмотренному законом.
В случае если по каким-либо причинам производитель товаров и упаковки не обеспечивает самостоятельную утилизацию отходов, он уплачивает экологический сбор, размеры и порядок уплаты которого предусмотрены статьей 24.5 Федерального закона №89 «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года.
Обязанность производителя или импортера товаров и упаковки по обеспечению утилизации отходов от использования считается исполненной либо со дня представления в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации, либо со дня уплаты экологического сбора.
Если утилизация проводилась по договору с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими профильную деятельность и включенными в реестр утилизаторов, нужно будет предоставить соответствующие договор и акты. Самостоятельная утилизация отходов за счет имеющейся собственной инфраструктуры должна быть подтверждена актами выполненных работ.
Здесь необходимо понимать, что «закрыть» актами любое произвольное количество утилизированных товаров и упаковки не удастся. Поскольку — опять же на основании уже имеющегося опыта взаимодействия Росприроднадзора с утилизаторами — утилизатор предварительно, перед началом работы, должен предоставить сведения о размере его производственной мощности по утилизации. Количество утилизированных товаров и упаковки не должно превышать мощность установленного у утилизатора оборудования, используемого для переработки.
Статья 24.2-2 устанавливает требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим утилизацию отходов использованных товаров. Одно из основных гласит, что компания, осуществляющая утилизацию, должна быть внесена в реестр утилизаторов, в том числе привлекаемых на основании договора с производителем или импортером товаров и упаковки. В случае заключения производителем или импортером товаров договора на оказание услуг с утилизатором, не включенным в реестр, обязанность по утилизации не будет признана выполненной.
Если утилизатором не выполнена переработка отходов в соответствии с заключенным договором либо это сделано с нарушением требований, законом предусмотрена обязанность уплаты экологического сбора. Такой сбор рассчитывается следующим образом: определяется разница между массой товаров, подлежащих утилизации в соответствии с договором на утилизацию и актами выполненных работ, и фактическим значением массы отходов товаров (или полученного из них вторичного сырья), обработанных утилизатором, и затем эта разница умножается на ставку экологического сбора. При этом учитываются произведенные утилизатором объемы рециклинга товаров, не подлежащих обязательной утилизации.
Статья 24.2-3 определяет правила ведения реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов.
Вновь введенная статья 24.2-4 пре-дусматривает осуществление серьезного контроля за исполнением обязанности по утилизации отходов использованных товаров и упаковки.

Экологический сбор
С учетом иного, нежели прежде, концептуального подхода к вопросу оборота отходов производства и потребления Федеральный закон представляет новую редакцию статьи 24.5 об экологическом сборе. Согласно документу, экологический сбор относится к неналоговым доходам, поступающим в федеральный бюджет, и уплачивается производителями товаров, импортерами товаров при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке.
Guseva_2.jpgБазовая ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на раздельный сбор, накопление, транспортирование, обработку и утилизацию единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. При расчете базовой ставки учитываются затраты на создание инфраструктуры, необходимой для осуществления сбора, транспортировки и утилизации отходов.
Ставка экологического сбора определяется для каждой группы товаров и упаковки путем умножения базовой ставки экологического сбора на коэффициент, учитывающий следующие параметры:
— сложность извлечения отходов использованных товаров для дальнейшей утилизации;
— наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отходов от использования товаров);
— востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов, для использования при производстве продукции.
В целях снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду ставки экологического сбора дифференцируются в зависимости от степени их влияния.
В настоящее время выработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении методики расчета базовой ставки экологического сбора и применения экологического коэффициента». Ожидается, что документ будет подписан и вступит в действие до конца 2023 года.
Средства, поступающие в бюджет в виде уплаченного экологического сбора, являются целевыми: они направляются на обеспечение утилизации отходов товаров, а также на строительство, модернизацию объектов и сооружений, необходимых для обращения с отходами, и на обустройство мест накопления мусора.

Перспективы развития сектора
Что касается полимерной упаковки, то обсуждаемый закон, вероятно, осложнит жизнь ее производителей, поскольку утилизаторы уже сейчас очень настойчиво требуют, чтобы упаковка перестала быть многослойной и многокомпонентной. Они вполне определенно заявляют о том, чтобы полимерная упаковка включала в себя только один полимер. Однако есть надежда, что в процессе развития отрасли утилизации у нас появятся новые, прогрессивные способы разделения компонентов полимерной упаковки, как это произошло с тетрапаком, который раньше тоже относили к разряду неразделяемой упаковки. Такую оптимистичную позицию занимает российский Союз переработчиков пластмасс, который считает, что институт РОП позволит получить средства на развитие технологий переработки отходов пластмасс, а отходы, относимые сегодня к трудноперерабываемым, тоже могут дождаться своей эффективной и доступной технологии переработки при наличии мотивации у рециклистов идти в этом направлении.
Новый закон создает перспективу развития отрасли утилизации. Так, например, утилизаторы отходов теперь смогут производить продукцию из вторичного сырья и реализовывать ее на рынке, не опасаясь преследования со стороны правоохранительных органов (к сожалению, такие случаи были). Правда, имеется определенная сложность: изготовление товаров из вторичного сырья утилизатором будет возможно только при условии соответствия видов утилизированных отходов и видов произведенной из них продукции перечням, которые установят совместно Минприроды России и Минпромторг России.
В настоящее время наряду с другими нормативными документами разрабатывается так называемый конвертер, который позволит сопоставлять различные виды товаров с видами отходов, которые получаются в результате переработки, и видеть, какая продукция может быть произведена из них в результате утилизации. Планируется, что такая система будет показывать переход товара и упаковки из товарного кода ОКПД (коды продукции по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) в коды отходов по ФККО (коды по федеральному классификационному каталогу отходов) и затем в коды ОКПД новой продукции.
Другими словами, речь идет о том, что новая версия РОП манифестирует ориентацию не на уплату экологического сбора, а именно на утилизацию отходов производства и потребления.
Законопроект изначально был инициирован Правительством РФ, и оно уверено, что реформа института РОП, закрепленная августовским Федеральным законом, приведет к развитию механизма самостоятельной утилизации, оптимизации упаковочных решений, сокращению объемов захоронения отходов, а также будет способствовать переходу к экономике замкнутого цикла до 2030 года.


Посмотреть в журнале
Яндекс.Метрика