Портал индустрии
переработки пластмасс



Рекламодателям

Наша целевая аудитория: инвесторы, руководители, топ-менеджеры, специалисты компаний-производителей и поставщиков …

Подробнее

Укажите ваш e-mail, чтобы получать подборки актуальных новостей из мира переработки пластмасс.

Подписаться
Спад на европейском рынке нефтехимии
14.12.2023 Спад на европейском рынке нефтехимии
Год назад Лондонская межконтинентальная биржа (ICE Futures Europe) сообщила, что цены на природный газ на европейском рынке достигли 3 тыс. долларов США за 1 тыс. м3. Информационно-аналитическое агентство Fertilizer Daily заявило, что подобная ситуация может иметь далеко идущие последствия. Более того, аналитики высказывали мнение, что химическая индустрия Европейского Союза стоит на пороге тотального коллапса. Всеобъемлющего коллапса европейской нефтехимической промышленности не произошло, однако она переживает весьма тяжелые времена. В отличие от России…

Падение показателей в 2022 году
В декабре прошлого года европейские эксперты заявили, что снижение прибыли «умеренное» и 2022 год химпром Европы завершает в «приличной форме», особенно с учетом тех проблем, с которыми европейской (и мировой) химической промышленности пришлось столкнуться.
Тем не менее цифры отнюдь не радуют европейских статистиков. Начало 2022 года было обнадеживающим, особенно на фоне состояния дел в период пандемии. Однако наметившееся к концу I квартала восстановление экономики столкнулось с новыми объективными реалиями. По данным Ассоциации химической промышленности (CIA) Великобритании, более 40% химических компаний в этой стране столкнулись с падением продаж уже в I квартале 2022 года. CIA, основываясь на бизнес-опросах, объяснила это ценами на энергоносители и сырье, нехваткой материалов, а также стоимостью рабочей силы.
На второе полугодие пришелся основной спад производства, а к концу 2022 года деградация показателей химической промышленности в Европе заметно ускорилась. В итоге в прошлом году в ЕС производство полимеров в первичных формах сократилось на 8,9%, нефтехимической продукции — на 13,7%. В некоторых сегментах химической промышленности Евросоюза уровень производства снизился на рекордные 35%.
В отраслевом ноябрьском отчете Ассоциация предприятий химической промышленности Германии (Verband der Chemischen Industrie — VCI) сообщила следующее: «Прибыль находится под таким сильным давлением, что компании едва ли могут переложить растущие расходы на клиентов». И это было действительно так. В III квартале 2022 года прибыль компании Dow упала на 61%, а ее европейский бизнес по производству полимеров вообще работал с убытком. Так же сильно сократилась прибыль компании Lyondell Basell Industries; Eastman Chemicals потеряла 26% прибыли, а Covestro оказалась на грани убыточности: прибыль фирмы сократилась на 97%. Маркус Штайлеманн, исполнительный директор компании Covestro, счел нужным так объяснить инвесторам результаты работы компании в 2022 году: «Мир сталкивается с беспрецедентными проблемами: война, глобальная напряженность, энергетический кризис и голод, но многие вещи, которые выходят за горизонт нескольких недель и месяцев, упускаются из виду».
Главная европейская торговая ассоциация химической промышленности — Европейский совет химической промышленности (аббревиатура Cefic осталась от его прежнего французского названия Conseil Européen des Fedérations del'Industrie Chimique) — в своем аналитическом докладе подтвердила, что затраты на энергию (почему-то словом «энергия» европейские аналитики все чаще заменяют словосочетание «российский газ») являются ахиллесовой пятой сектора. Действительно, химическая промышленность потребляет 10% общего объема потребления газа в ЕС. Cefic выразила опасение, что потенциальный риск нехватки газа в совокупности с предписаниями европейских инстанций по сокращению потребления электроэнергии ставят под угрозу химические заводы по всей Европе.
Не остались в стороне и аналитики по ту сторону океана. Исполнительный директор ЦРУ Стив Эллиот подтвердил опасения европейских химических компаний, что наблюдаемые тенденции продолжатся и в первой половине 2023 года. Рейтинговое агентство Moody’s изменило прогноз для мировой химической промышленности со стабильного на негативный.
Как ни странно, на фоне стремительного падения европейской химии, некоторые компании не просто устояли, но и показали весьма заметный рост. Например, продажи сырья компании Solvay выросли в 2022 году на 40%, главным образом, за счет высокого спроса на рынках автомобилей, электроники, здравоохранения и сельского хозяйства. Аналогично и финская компания Kemira увеличила объем продаж на 40%, а прибыль — на 50%. Таких выдающихся результатов компании Kemira удалось достичь благодаря высоким отпускным ценам на отбеливающие химикаты и доступу, в отличие от ее конкурентов, к более дешевой энергии.

Усугубление ситуации в 2023 году
Дальнейший период показал, что рост цен на энергию и сырье, проблемные места в цепочках поставок, экономическая неопределенность и политические потрясения не просто оставили заметный след в состоянии дел химической промышленности Европы, а стали неизбежной реальностью. И эти реалии европейским химическим гигантам пришлось признать. В самом начале осени, когда были подведены итоги первого полугодия 2023 года, отчеты о прибылях и убытках показали всю серьезность происходящего.
По данным VCI, предприятия немецкой химической промышленности в 2023 году продолжают сокращать производство. Во II квартале объем производства в среднем по отрасли снизился на 8%, а продажи упали на 15% по сравнению со вторым кварталом прошлого года.
Чистая прибыль мирового химического гиганта BASF во II квартале 2023 года снизилась до 499 млн евро, хотя в прошлом году в аналогичный период достигала 2,1 млрд евро. Квартальная выручка сократилась на 25% — до 17,3 млрд евро. BASF ухудшил прогноз своих финансовых показателей на 2023 год. В пресс-релизе компании говорится: «Во второй половине 2023 года BASF не ожидает дальнейшего ослабления спроса на глобальном уровне, поскольку запасы химического сырья в отраслях-потребителях уже значительно сократились. Однако BASF предполагает лишь предварительное восстановление, поскольку мировой спрос на потребительские товары ослабнет больше, чем предполагалось ранее». Немецкий химический концерн теперь ожидает, что выручка в 2023 году составит 73-76 млрд евро вместо запланированных ранее 84-87 млрд евро. И это, надо сказать, весьма оптимистичные ожидания.
В июле текущего года компания Lanxess сообщила о снижении объема продаж на 10% в Германии, на 22% в Азии и на 6% в других регионах. Выручка компании во II квартале 2023 года составила около 1,8 млрд евро, то есть уменьшилась на 11%. Консолидированный результат Lanxess показал убыток в размере 145 млн евро по сравнению с прибылью в размере 48 млн евро за аналогичный период 2022 года.
Guseva_2.jpgВ августе Lanxess сообщила о сокращении рабочих мест и переходе к плану экономии. Этот план компания планирует осуществить под лозунгом «Forward!» («Вперед!»). Трудно сказать, двигается ли компания действительно вперед, если финансовые показатели ее работы показывают убытки, но Lanxess в этом году планирует обеспечить краткосрочную единовременную экономию в размере 100 млн евро, а к 2025 году реструктуризация должна обеспечить компании сокращение затрат на 150 млн евро в год. Запланированные меры включают остановку ряда технологических установок и продажу некоторых площадок.
Компания Lanxess уточнила в сторону снижения прогноз в отношении финансовых показателей по итогам 2023 года. Перспективы, по всей видимости, огорчили многих, и стоимость акций компании упала на 18%, что стало антирекордом для концерна. Lanxess объявил о том, что аналогичные проблемы скажутся и на доходах конкурентов. После такого сообщения началось снижение стоимости акций и других немецких химических компаний: акции Covestro упали на 7,8%, Wacker Chemie — на 5,6%.
В своем заявлении Lanxess отмечает неуверенность в нормальном функционировании строительной отрасли, производства электроники, а также «обычно стабильного» потребительского сектора: «В целом очень слабый спрос в сочетании с фактором сокращения товарных запасов у клиентов, наблюдавшийся в I квартале, продолжил ослабляться во II квартале, и ситуация будет усугубляться».
В перечень производителей химической продукции, заявивших об ожидаемом ухудшении финансовых результатов текущего года и о тяжелом для отрасли годе, наряду с Lanxess вошли и другие компании, в том числе Victrex, британская Croda International. Аналитики Morgan Stanley высказали свое неутешительное мнение: «Мы считаем, что эти тенденции также негативно повлияют на остальные компании сегмента специальной химии, особенно на те, которые ориентированы в большей степени на промышленность и строительство».
Компания Covestro также столкнулась с большими трудностями. Прогнозы Томаса Топфера, финансового директора Covestro, не сбылись. Он ожидал, что в 2023 году уровень производства и объем продаж компании останется на уровне хотя бы 2022 года, несмотря на ослабший спрос на продукцию, особенно в Европе. Однако в первом квартале 2023 года Covestro зафисксировала чистый убыток в размере 26 млн евро. Недавно компания сообщила, что ее чистая прибыль во II квартале сократилась в 4 раза по сравнению со II кварталом прошлого года: в 2022 году в период с апреля по июнь Covestro получила прибыль в размере 199 млн евро, а в этом году за те же месяцы — всего 46 млн евро. Компания ожидала, что во второй половине года ситуация на химическом рынке улучшится, и это позволит все-таки достигнуть приемлемых финансовых результатов по итогам 2023 года. Однако сейчас речь всерьез идет о том, что компания Covestro, которая до настоящего времени считалась одним из ведущих мировых производителей высокотехнологичных полимерных материалов и их компонентов, может фактически прекратить свое существование.

Проблемы на Востоке
В настоящий момент компания распродает свои активы: идут переговоры с Abu Dhabi National Oil Company (ADNOC), которая имеет намерение приобрести предприятия Covestro в некоторых регионах мира. Фактически речь идет все-таки о поглощении компании Covestro арабским нефтедобывающим концерном, который расширяет границы своего присутствия и выстраивает пролонгированную технологическую цепочку от добычи собственных нефти и газа до собственных производств нефтехимии и полимеров.
Впрочем, и в арабском регионе тоже есть проблемы с нефтехимическим сектором. Например, чистая прибыль Saudi Basic Industries Corporation (SABIC) во втором квартале 2023 года хоть и выросла на 79% по сравнению с первым кварталом текущего года, но сократилась по сравнению со II кварталом 2022 года в 6,7 раз — до 310 млн долларов США. Выручка SABIC за II квартал 2022 года составила 14,93 млрд долларов, а за II квартал 2023 года — всего 9,91 млрд долларов США.
Крупнейшая нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco тоже сообщила о падении прибыли на 38% во II квартале 2023 года. На падение чистой прибыли, как заявляет компания, повлияло снижение размера маржи в переработке нефти и химическом секторе. Тем не менее Амин Хасан Нассер, глава Saudi Aramco, ожидает, что рост спроса на рынке Китая продолжится, как и заметный рост показателей китайского химического сектора. По некоторым источникам, Saudi Aramco присматривается к химическим предприятиям в Китае с целью создания собственного нефтехимического и полимерного подразделения.

Вывод инвестиций за пределы Европы
Несмотря на тот факт, что во многих регионах мира компании нефтяного, нефтехимического и химического сектора не скрывают неутешительных результатов 2002 года и первой половины 2023 года, самая грустная ситуация, судя по всему, сложилась все-таки в Германии. Руководитель Ассоциации предприятий химической промышленности Германии утверждает, что из-за слабого спроса на продукцию надежды на восстановление в ближайшем будущем не просматриваются. Более того, Маркус Штайльманн говорит об том, что размещение производства в Германии сейчас крайне невыгодно, а также о фактах остановки ряда предприятий и о выводе инвестиций за границу. Он считает, что более чем сомнительно, чтобы химические компании Германии и химическая отрасль страны в целом смогли извлечь выгоду от глобального экономического подъема в будущем. «Ситуация серьезная, и настроение, соответственно, плохое», — пояснил в своем выступлении на телеканале «DasErste» Штайльманн.
Фраза «Немецкий химпром покидает Европу» вполне определенно характеризует состояние дел к началу осени 2023 года. Немецкие химические компании строят производства за пределами Европы. Об этом сообщил Михаэль Василиадис, президент Союза горнодобывающей, химической и энергетической промышленности ФРГ (IG BCE). Озабоченность Василиадиса вполне обоснованна: Китай и США предлагают немецким химическим компаниям налоговые льготы, доступ к зеленой энергии, быстрое оформление всех документов и разрешений. Китай субсидирует ряд отраслей, в том числе и химическую промышленность, и заинтересован в иностранных инвестициях в технологические отрасли.
В качестве примера компании, активно инвестирующей в китайский хипром, Василиадис называет BASF, компанию, членом наблюдательного совета которого он является. BASF строит нефтехимический комплекс в Чжаньцзяне (провинция Гуандун). Предприятие стоимостью 10 млрд евро будет аналогично заводу в Людвигсхафене, где находится штаб-квартира мирового химического гиганта и его основная технологическая площадка. При этом BASF не скрывает свои планы, касающиеся сокращения производства в Европе. И, по всей видимости, речь идет о закрытии предприятий, причем не до наступления лучших времен, а навсегда.
Немецкий институт экономических исследований (DIW), наблюдая процессы, характерные для прошлого и текущего годов, отметил, что компании старались делать инвестиции за пределами Европы (примерно 20% инвестиций немецкого химпрома уже идет в Китай), и назвал ситуацию, складывающуюся в экономике ФРГ, «тревожной».

Точка невозврата
В начале 2023 года практически впервые в истории мирового полимерного рынка Европа стала нетто-импортером поливинилхлорида. Да и других химических продуктов ЕС теперь импортирует больше, чем экспортирует.
Конкурентоспособность европейской химической промышленности, ослабленная пандемией, стала еще более уязвимой. Исследования, проведенные Cefic, показали, что теперь Китай занимает уже 44,6% мирового химического рынка, а доля ЕС-27 составляет всего 14,4%. По прогнозам Cefic, которые она сама считает неутешительными, к 2030 году доля ЕС-27 в объеме мирового химического рынка понизится до 10-11%. Марко Менсинк, генеральный директор Cefic, откровенно заявил: «Мы приближаемся к точке невозврата. Сотни предприятий химического сектора уже находятся в режиме выживания, и мы наблюдаем первые остановки производств и закрытие компаний».
Немецкая VCI также не скрывает своего разочарования: «Ситуация развивается драматично. Многие производственно-сбытовые цепочки разрушаются». Главный канал телевидения Германии «DasErste» в одной из своих программ в сентябре откровенно объявил, что немецкая химическая промышленность находится в глубоком кризисе, и дальше будет только хуже.
Вообще говоря, в I квартале 2023 года цены на газ вернулись на уровень III квартала 2021 года, то есть к тому уровню, когда химический комплекс Европы чувствовал себя вполне хорошо и уверенно. Тем не менее не идет речи о возвращении европейского химического рынка к прежнему сценарию развития.
По словам аналитика Института национальной энергетики РФ Александра Фролова, население ЕС слишком долго приучали к мысли, что Европа — невероятно могучий рынок. Оказалось, что это не так. Несмотря на возврат стоимости газа к тому уровню, когда европейская промышленность демонстрировала устойчивость и хорошие финансовые результаты, предпосылок к росту нет, так как значительная часть падения показателей экономики и потребления газа пришлась на индустриальный сегмент, а промышленность Европы не торопится оживать.

Положительный тренд в России
На фоне приостановки работы производственных подразделений европейскими химическими компаниями российская полимерная отрасль выглядит более чем хорошо. На рис. 1 и 2 показана динамика производства полимеров этилена в первичных формах: сравнительная динамика по месяцам в I полугодии 2022 и 2023 года, а также сравнительная динамика производства нарастающим итогом за первые полугодия последних двух лет.
Несмотря на тот факт, что по итогам 2022 года индекс производства полимеров в первичных формах составил 92,7% по сравнению с 2021 годом, а сейчас, по итогам I полугодия, — около 8%, есть основания полагать, что к концу года показатели вернутся на линию тренда роста. В некоторых сегментах производства полимеров результаты даже сейчас многократно лучше, чем у европейских компаний. Так, по результатам прошлого года сокращение производства полимеров этилена в первичной форме составило всего 0,2%. А в I полугодии, как видно на рис. 2, уже с марта начался рост, который к концу полугодия составил 6%.
В целом в сегменте производства пластмасс в первичных формах в 2023 году уровень использования среднегодовой производственной мощности составляет 85-87%. И в отличие от европейского рынка, в Росии на внутреннем рынке полимеры востребованы. Хороший спрос на полимеры подтверждается, например, сообщением о запуске в I полугодии 2023 года пяти новых проектов по производству труб и об увеличении в результате модернизации мощностей на трех производственных площадках. Импорт оборудования для переработки пластмасс из Китая заметно вырос в этом году.
На состоявшемся во Владивостоке 10-13 сентября 2023 года VIII Восточном экономическом форуме (ВЭФ), наряду с другими важными для страны вопросами, на одной из дискуссионных площадок обсуждались перспективы развития российской полимерной отрасли. Президент «Группы ПОЛИПЛАСТИК» Лев Гориловский высказал мнение, что точкой роста для отраслевого сообщества являются контроль за правильным применением вторичных полимеров и противодействие распространению фальсифицированной продукции на рынке. Эксперты отметили важность развития кооперации участников полимерной отрасли и наращивание компанией «СИБУР» выпуска новых импортозамещающих марок полимеров.
По словам управляющего директора по эффективности производства, энергетики и ресурсообеспечения ООО «СИБУР» Игоря Климова, согласно прогнозу компании, в течение ближайших пяти лет ежегодное увеличение спроса на полимеры в нашей стране составит от нескольких тысяч тонн (это осторожный вариант прогноза) до 1 млн тонн (крайне оптимистичный прогноз, но основания для него имеются). Председатель правления «СИБУРа» Михаил Карисалов 25 августа на церемонии начала строительства дополнительного производства полипропилена на заводе «ЗапСибНефтехим» в Тобольске сообщил: «Верим в рост рынка потребления со стороны автомобилестроения, сектора товаров повседневного спроса, медицины, так как в этих отраслях идет активное импортозамещение».
Другими словами, в отличие от европейского нефтехимического сектора, российский может похвастаться восходящими трендами и позитивной оценкой дальнейшего развития.

Посмотреть в журнале
Яндекс.Метрика