Портал индустрии
переработки пластмасс



Рекламодателям

Наша целевая аудитория: инвесторы, руководители, топ-менеджеры, специалисты компаний-производителей и поставщиков …

Подробнее

Укажите ваш e-mail, чтобы получать подборки актуальных новостей из мира переработки пластмасс.

Подписаться
Полимерное сырье: разворот на Восток
13.11.2023 Полимерное сырье: разворот на Восток
Влияние последних политико-экономических событий привело к тому, что полимерная отрасль столкнулась с сокращением импорта готовой продукции из полимеров и с вынужденным изменением логистических схем отгрузки необходимых ресурсов и готовой продукции. В плане поставок сырья произошел непростой разворот на страны Востока и Азии. В предыдущей части статьи автор журнала «Пластикс» анализировала рынки ПЭ и ПП, окончание же публикации посвящено секторам ПВХ, ПЭТ и ПС.

Окончание. Начало в №7, 2023

Поливинилхлорид
Суммарное производство ПВХ сократилось в прошлом году на 10,8% (до 0,9 млн т), в том числе производство эмульсионного ПВХ уменьшилось на 15,8%, суспензионного — на 10,6% до 874 тыс. т. Причины снижения производства разные. У «Русвинила» (-5,1%) это плановая остановка на профилактический ремонт. «Саянскхимпласт» сократил выпуск (-13,6% г./г.), так как продукция не находила спроса на внутреннем рынке, а экспортные поставки стали невыгодными из-за падения цен на основном рынке сбыта — в Турции. «БСК» пострадала из-за санкций: после начала СВО компания столкнулась с приостановкой поставок в Россию из ЕС необходимых для производства ПВХ добавок, в том числе инициаторов полимеризации. В результате «БСК» сократила производство ПВХ на 16,6%.
Основные сегменты переработки ПВХ так или иначе связаны с конечным потребителем (выпуск линолеума, профильно-погонажных изделий, окон и прочего). Ожидаемо, что в прошлом году спрос на эти изделия упал, при этом сократилась и переработка ПВХ, в том числе на 5% в сегменте ПВХ-С и почти на 30% в сегменте эмульсионного ПВХ. Но в случае с эмульсионным ПВХ катастрофическое падение переработки обусловлено не столько снижением спроса на готовые изделия (напольные и настенные покрытия), сколько дефицитом сырья.
В последние годы мощности по производству напольных покрытий в России заметно выросли, и рынок активно развивался. В сентябре 2019 года в Орле был запущен завод компании «АйВиСи Рус» мощностью 25 млн м2. Предприятие «ЮтексРу» в 2020 году запустило вторую линию по выпуску линолеума, увеличив свой потенциал до 32 млн м2. В целом мощности по производству линолеума в РФ в настоящее время превышают 230 млн м2, при этом их загрузка упала в 2022 году до 56%.
Проблема не ограничилась поставками сырья и добавок. Производители линолеума столкнулись с запретом на вывоз печатных валов для реингравировки (ремонта и обслуживания) в Германию, что грозило потерями в размерном ряду линолеума. С российской стороны вопрос в прошлом году был решен, но производителей напольных покрытий пугает перспектива того, что рано или поздно печатные валы могут оказаться в очередном санкционном списке, инициируемом Евросоюзом.
Единственный отечественный производитель эмульсии физически не может закрыть потребности переработчиков, поэтому рынок эмульсионной смолы — самый зависимый от импорта. Так, объем поставок ПВХ-Э в 2021 году составил 114,6 тыс. т, доля импорта — 80%. Основные поставки ПВХ-Э шли из недружественных стран. Ведущим поставщиком была Германия, где расположены заводы крупнейших европейских производителей этого полимера Vinnolit и Vestolit, на втором месте — Швеция. Запрет на импорт этого продукта вошел в пятый пакет санкций, что привело к падению поставок на треть.
Переработчики активно ищут альтернативу поставкам из Европы. На рынке появился эмульсионный продукт из Китая, его доля в 2022 году уже превысила 50%. Разворот на Восток создает определенные трудности, так как переориентация на нового поставщика требует отладки технологического режима, кроме того, увеличились сроки поставок: продукт из Европы шел две недели, а из Китая — три месяца.
На сегодняшний день мощности четырех производителей по выпуску суспензионного ПВХ составляют 975 тыс. т, и этого достаточно для покрытия текущих потребностей рынка. Тем не менее объем импорта суспензии вырос в прошлом году в 1,6 раза, достигнув 115 тыс. т. Дело не в том, что импорт необходим для удовлетворения потребностей в некоторых марках, например, «К-80», которая в России не выпускается, а также «К-70», применяемой для производства жестких пленок и кабельных пластикатов, локальный дефицит которой периодически возникает на рынке. Основная задача импорта ПВХ-С — удержание внутренних цен, поскольку формула цены на ПВХ в России — это импорт минус (с учетом логистики). В 2022 году Китай практически стал монопольным поставщиком, доля поставок из КНР достигла 96%.

Полиэтилентерефталат
Производственный потенциал по выпуску ПЭТ в России составляет 694 тыс. т. Рост мощностей произошел за счет вовлечения в производственный процесс вторсырья (флекс) на предприятиях «Завод новых полимеров «Сенеж» (2021 год) и «ПОЛИЭФ» (2022 год), однако этого не хватает даже для закрытия текущих потребностей рынка.
Основная проблема — недостаток сырья для производства ПЭТ: текущие потребности в терефталевой кислоте (ТФК) составляют 500-515 тыс. т, а мощность единственного производителя — 350 тыс. т. Зависимость от импорта основного сырья привела к тому, что крупнейший производитель полиэтилентерефталата — «Экопэт» — в прошлом году оказался в минусе из-за ограничения поставок ТФК.
Прирост производства показали «Завод новых полимеров «Сенеж» и «ПОЛИЭФ» за счет вовлечения в процесс вторичного сырья. В целом производство ПЭТ сократилось на 2,4%, объем переработки при этом вырос на 12%, превысив 890 тыс. т.
В 2022 году объем переработки ПЭТ в пленку вырос на 9,6%, потребление бутылочного ПЭТ — на 13%. В прошлом году наконец-то запущена в строй первая линия по производству пленки мощностью 36 тыс. т на псковском заводе ГК «Титан». С учетом того, что пленочный ПЭТ производит только «СИБУР-ПЭТФ» на тех же мощностях, что и выпуск бутылочных марок, полимера пленочного назначения не будет хватать для покрытия потребностей внутреннего рынка.
Растущий спрос на марки первичного бутылочного ПЭТ также уже несколько лет не закрывается отечественным производством.
В стране отсутствуют мощности по выпуску первичного ПЭТ для волокон. Видимо, из-за этого в апреле прошлого года ЕЭК на год обнулила пошлину на ввоз в ЕАЭС волокнообразующего ПЭТ, что вызвало неоднозначную реакцию среди производителей и переработчиков. Но эта мера не привела к росту поставок данного продукта и его переработки, поскольку основная часть полиэфирного волокна производится в России из вторичного сырья. Разумнее было бы оставить нулевую пошлину на этот год, поскольку в начале июня 2023 года был запущен «Шахтинский полиэфирный завод», нацеленный на переработку первичного ПЭТ.
Дефицит предложения компенсируется импортными поставками. В 2022 году импорт первичного ПЭТ вырос на 48%, достигнув 314 тыс. т, таким образом, на рынке присутствует уже треть продукции иностранного производства. Доля Китая растет год от года.
Объем поставок из Белоруссии («Могилевхимволокно») постепенно уменьшается (11 тыс. т в 2022 году против 25 тыс. т в 2018 году). Импорт из Литвы сократился в прошлом году в 11 раз. Литовские поставки заместило сырье из Турции (3 тыс. т), Таиланда (2,5 тыс. т), Индии (1,9 тыс. т) и даже Вьетнама (2,1 тыс. т).

Полистирол
Единственный полимер, объем производства которого в прошлом году вырос — полистирол. Это касается и полистирола общего назначения (незначительный рост в +0,3% по сравнению с показателем прошлого года) и вспененного полистирола (+1,2%). В 2022 году суммарное производство ПС составило 516 тыс. т, переработка при этом сократилось на 10% до 445 тыс. т.
Основное падение спроса произошло в сегменте ПСОН и УПС главным образом в секторах автопрома и производства бытовой техники. Это, в свою очередь, потянуло за собой вниз и потребление ПСВ в сегменте упаковки для техники. При этом в целом рынок ПСВ просел незначительно, что связано с уже достаточно низким уровнем потребления вспененного полистирола.
Полистирол — продукт с положительным внешнеторговым балансом. В 2021 году увеличение спроса на внутреннем рынке было компенсировано сокращением экспорта и ростом импорта. В 2022 году объем импорта уменьшился в 2 раза: поставки ПСОН и УПС сократились на 47%, ПСВ — на 55%. С началом СВО европейские производители урезали поставки полистирола российским потребителям, однако дефицита не возникло, поскольку, как уже указывалось, уменьшился сам спрос.

Перспективы изменений
Полимерная отрасль выдержала испытание санкциями, по крайней мере, в прошедшем году. Не оправдались прогнозы и опасения в отношении глобального падения спроса на полимеры. Потребление крупнотоннажных полимеров сократилось всего на 2,5%. Это доказательство устойчивости отрасли, связанной прежде всего с тем, что отечественная переработка в основном обеспечена российским сырьем. Доля импорта в прошлом году снизилась до 18,5%, при этом наряду с уходом поставщиков из недружественных стран сократились поставки базовых марок из стран ближнего зарубежья.
В ответ на разрыв старых отношений с Западом отрасль отреагировала разворотом на Восток. Если в 2021 году доля полимеров из Китая составляла 21%, то в 2022 году этот показатель вырос до 42%. Начались поставки продукции, которая ранее в Россию из Китая не ввозилась (эмульсионный ПВХ, этиленвинилацетат, даже полиэтилен).
Ключевым вопросом остается обеспеченность рынка малотоннажными специальными марками, которые производить не очень выгодно в силу их специального назначения и небольших объемов производства. Тем не менее работа в этом направлении ведется.
Особенно остро стоит вопрос с обеспечением отечественных переработчиков эмульсионным ПВХ: это тот сегмент переработки, где именно дефицит сырья привел к падению объемов производства готовых изделий. В других секторах сокращение переработки вызвано не столько проблемами с поставкой сырья, сколько с падением внутреннего спроса.
Экспортная направленность производства крупнотоннажных пластиков привела к тому, что их выпуск пострадал в большей степени, чем переработка. Из-за ограничения поставок полимеров в недружественные страны экспорт сократился на 200 тыс. т, или на 8,7%. Больше всего просел экспорт полипропилена (минус 16%, или 130 тыс. т), так как он практически не поставляется в Китай. Следует отметить, что реализация полимеров на экспорт в ряде случаев (ПВХ) носила демпинговый характер.
Изменение логистических схем с Запада на Восток было осложнено сокращением числа компаний, предоставляющих услуги по транспортировке грузов. Кроме того, в Китае из-за вспышки COVID летом прошлого года был практически парализован один из крупнейших мировых портов — Шанхай. Со стороны РФ отмечается высокая загруженность дальневосточных портов и подъездных железнодорожных путей к ним.
Санкции имеют и обратную сторону. Для российских компаний в условиях санкционных ограничений открываются новые возможности. Объявленный еще несколько лет назад курс на импортозамещение [1] с уходом зарубежных конкурентов позволяет отечественным производителям полимеров, компаундов, добавок и мастербатчей выйти на новый уровень, расширить производство, заместить поставщиков из недружественных стран.
Появляются дополнительные ниши и для отечественных переработчиков полимеров. Так, в последние годы импорт готовых изделий из пластмасс находился на уровне 1,3-1,35 млн т [2]. В прошлом году произошло сокращение поставок готовой продукции — и из-за санкций, и из-за сокращения присутствия иностранных компаний в ряде отраслей. При этом производство изделий внутри страны пока не компенсировало эту потерю. Не стоит ждать быстрого эффекта: в России пока не налажен выпуск специальных марок полимеров, необходимых рынку, отсутствует производство оборудования для переработки полимеров, не хватает квалифицированных кадров.


Посмотреть в журнале
Яндекс.Метрика