Портал индустрии
переработки пластмасс



Рекламодателям

Наша целевая аудитория: инвесторы, руководители, топ-менеджеры, специалисты компаний-производителей и поставщиков …

Подробнее

Укажите ваш e-mail, чтобы получать подборки актуальных новостей из мира переработки пластмасс.

Подписаться
Перспективы рынка ретортной упаковки
17.01.2023 Перспективы рынка ретортной упаковки
В ноябре в Москве журнал «Пластикс» организовал конференцию Extrusion Russia — 2022, в рамках которой обсуждались самые разные аспекты экструзионных технологий. Особое внимание вызвал доклад о ретортной упаковке, с которым выступил Александр Соколов, основатель российского предприятия PRP («Пасифик Реал Пэкэдж») и первый производитель ретортной упаковки на Дальнем Востоке. Учитывая интерес переработчиков к данной теме, редактор журнал «Пластикс» попросила эксперта рассказать о технологиях бережной стерилизации продуктов питания в ретортной упаковке и преимуществах данного вида тары

История и проблемы
— Александр Александрович, как вообще на рынке пищевой упаковки появился такой ее вид, как реторт?
— Сегодня реторт-пакеты — это многослойная упаковка из нескольких слоев полимера и (факультативно) алюминиевой фольги. Пакеты абсолютно герметичны, поэтому консервированная и стерилизованная продукция хранится в упаковке более года. Изделия прочны даже в швах, выдерживают высокую температуру (до 130°С) и устойчивы к микропроколам. Плотные спаечные швы не пропускают посторонние запахи ни внутрь пакета, ни наружу. Материалы термостабильны, поэтому не взаимодействуют с продуктом даже при нагревании, безопасны для человека. Также продукция, которая хранилась в реторт-пакетах, не имеет посторонних привкусов, металлических запахов.
Ретортная упаковка появилась потому, что уже существующие виды тары перестали соответствовать всем требованиям динамично развивающейся сферы общественного питания. Сказались такие факторы, как дефицит у населения времени, необходимого для приготовления еды; необходимость обеспечить удобство при использовании готовых продуктов питания и безопасность эксплуатации тары. Также в последние годы сформировалась новая концепция потребительской логистики, подразумевающей иные стандарты хранения и транспортировки.
— Как давно подобная упаковка появилась в мире и в России?
PRP_2.jpg— В мире реторт почти 50 лет используется в качестве оптимального хранения космического питания и армейских рационов и уже более 30 лет — для упаковки готовых блюд высокого качества.
В России сектор гибкой ретортной упаковки развивается непросто, с большим скрипом, ведь приходится преодолевать такой барьер, как отсутствие ГОСТов.
Да, уже существует ГОСТ 13534-2015 «Консервы мясные и мясосодержащие. Упаковка, маркировка и транспортирование», разработанный ФГБМУ «ВНИИМП им. В.М. Горбатова». В этом ГОСТе есть информация о «лотках (контейнерах) и пакетах из полимерных многослойных материалов» как изделиях, допущенных к использованию в сфере изготовления консервов. Но для широкого применения нового вида упаковки мало одного ГОСТа и желания, даже когда оно продиктовано очевидными выгодами. Реторт идеален для хранения консервированной пищи, а к такой продукции предъявляются очень строгие требования. Это и обязательное соблюдение технологии автоклавирования, гарантия прочности и барьерности упаковки (которыми часто пренебрегают), утвержденные нормы и стандарты, на которые опираются профессиональные производители консервированного продукта.
Но сдвиги все же есть. Уже существуют несколько стандартов для выпуска мясных и мясосодержащих продуктов, которые допускают применение комбинированных барьерных материалов, чем и является ретортная упаковка. Это позволило некоторым малым и средним предприятиям освоить требуемые технологии, оснастить цеха оборудованием для фасовки и герметизации, а также автоклавами, системами сохранности и охлаждения ретортной упаковки в процессе стерилизации, средствами автоматизации для точного контроля режимов с устройствами фиксации и хранения данных по каждому циклу варки.
При условии активной работы и помощи со стороны институтов, разрабатывающих нормативы и стандарты, данный тип упаковки мог бы в кратчайшие сроки стать востребованным даже на действующих предприятиях консервной промышленности, открыв им возможность выпуска вкусной и здоровой еды с длительным сроком хранения.

Выгода для производителя и потребителя
— Каков опыт производства подобной упаковки у вас?
— Три года назад, собрав всю информацию, накопленную за 25 лет работы с зарубежными партнерами, мы обнаружили очевидный рост спроса на MRE (Meal, Ready-to-Eat — продукты, готовые к употреблению). Осознавая, что этот рост не обойдет Россию, мы совместно с партнерами из Южной Кореи построили и запустили первый производственный участок, основной целью которого стало обеспечение рынков Сибири и Дальнего Востока современной ретортной упаковкой.
Было зарегистрировано предприятие в качестве резидента свободной экономической зоны («Свободный порт Владивосток»), а также запущена программа по популяризации технологий бережной стерилизации в кулинарии в целом.
Мы выпустили пробную упаковку для экспериментального сравнения с классической тарой для консервирования. Провели две конференции, собрав владельцев российских комбинатов переработки рыбного и мясного сырья, представителей научной сферы и южнокорейских экспертов, давно работавших в этом секторе. Все эти меры имели отклик, и в России уже запущено несколько производств, применяющих технологию упаковки продуктов в реторт-пакет.
Саму упаковку мы производим на южнокорейском оборудовании и пока из сырья поставщиков из Южной Кореи, которые успешно ее поставляют по всему миру. Мы прикладываем усилия для налаживания выпуска необходимых отечественных материалов, поставляя заинтересованным предприятиям, откликнувшимся на наше предложение, импортные компоненты, а также привлекаем специалистов с предприятий наших южнокорейских партнеров для внедрения этой технологии в России.
— Какую выгоду дает производство такой упаковки переработчику и какие преимущества получает потребитель в процессе эксплуатации?
— Во-первых, это другая логистика: при одном и том же объеме партии транспортировка ретортных пакетов выгоднее, чем перемещение консервных банок. Например, для перевозки 4 млн банок нужно 69 контейнеров, а 4 млн пакетов — всего 2 контейнера. При этом специального режима хранения для ретортного пакета не требуется, чего не скажешь о банках любого вида (жесть, стекло). Отмечу, что по весу гибкая упаковка также выигрывает в соревновании с банкой.
Во-вторых, время стерилизации в ретортном пакете по сравнению с банкой сокращается до 50%, и в результате можно производить больше продукции за тот же период.
В-третьих, отмечается большая энергоэффективность при стерилизации продукта по современной ретортной технологии по сравнению с классическим методом автоклавирования.
В-четвертых, в реторте улучшаются органолептические свойства продукта: он в пакете не переваривается и, при строгом соблюдении технологии ретортного автоклавирования, по вкусовым качествам приближается к блюдам домашней кухни.
В-пятых, реторт дает вариативность: можно спроектировать пакет практически любой формы для готового продукта весом даже до 5 кг.
В-шестых, современный внешний вид брендированного реторт-пакета на полке магазина обеспечивает максимальное внимание и лояльность покупателя.

Вторичная переработка
— Александр Александрович, как решать вопрос с рециклингом ретортной упаковки?
— В апреле 2019 года, во время проведения нашей первой конференции «Потенциал использования современных технологий сохранения готовых продуктов: взгляд науки, бизнеса, опыт, возможности и перспективы», вопрос о рециклинге и утилизации был задан нашему партнеру Майклу Чангу, председателю правления совета директоров южнокорейской компании, производящей ретортную упаковку. Приведу вам его ответ: «В Корее уже несколько десятков лет работает система сепарации и раздельной утилизации мусора. Почему мы разделяем полимерные отходы на несколько видов? Переработка разных видов пластика предполагает разные затраты и объем энергии. У нас в стране сейчас происходит углубление этой концепции и создание так называемой замкнутой системы, которая берет свое начало на заводе производителя изделия. Затем пластик оказывается у потребителя. Третье звено — предприятие, которое занимается рециклингом уже использованной тары, поступившей от потребителя.
Утилизация мусорной продукции осуществляется разными методами: часть отходов закапывается, часть сжигается, часть идет на переработку, например используется в производстве автодеталей, различных хозяйственных товаров. Ретортные же пакеты подвергаются термической переработке до получения исходного сырья, которое идет в дальнейшем на производство такого же рода упаковки.
Технология термической переработки такого типа отходов в Корее развивается. Прогрессирует и методика фильтрования вредных газов, возникающих в процессе термодеструкции: ставятся так называемые газоуловители и газофильтры, и вредное воздействие на окружающую среду процесса термической переработки постоянно уменьшается.
Надо признать: жестяную упаковку повторно использовать гораздо проще. Причина в том, что на любую гибкую пластиковую упаковку наносятся различные изображения. Поэтому первый этап рециклинга — смывание нанесенных в качестве принта красок, второй — термодеструкция пленки для получения исходного сырья. И только потом материал поступает на предприятие, где изготавливается новая упаковка. Поэтому в настоящий момент в Америке 70% использованной реторт-упаковки утилизируется методом простого закапывания в землю. В Японии же перерабатывается до 60%. В Корее, чтобы добиться японского показателя повторного использовании ретортной упаковки, вводится государственная программа по созданию сети предприятий, вовлеченных в переработку реторт-пакетов в том числе».

Беседовала Анна Виленс

Посмотреть в журнале

Яндекс.Метрика