Get Adobe Flash player
PLASTIKS on line. Home
English version
новости журнал конференция каталог магазин объявления выставки листалка
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
№ 12 (58), 2007
№ 11 (57), 2007
№ 10 (56), 2007
№ 9 (55), 2007
№ 7-8 (53-54), 2007
№ 6 (52), 2007
№ 5 (51), 2007
№ 4 (50), 2007
№ 3 (49), 2007
№ 1-2 (47-48), 2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
Медиаплан (темы номеров)
Прайс
Подписка
Купить
Мобильная версия
Медиакит








НОВЫЙ РАЗДЕЛ "ПЛАСТИКСА"
Самая свежая информация для участников и посетителей международных полимерных выставок




Стретч-пленка: кто "перетянет"?  № 10 (56), 2007

Виктор Беспалов,
к.х.н., руководитель направления упаковочных пленок ГК «Упаковка и сервис»

Высокие темпы роста потребления стретч-пленки в России и значительное отставание объемов ее производства и потребления по сравнению с развитыми странами говорят об огромном потенциале этого рынка. Удастся ли российским производителям выстоять в конкурентной борьбе с зарубежными поставщиками и каковы тенденции и перспективы российского рынка палетной пленки?

Для палет и не только
Растягивающаяся (stretch) пленка — упаковочный материал, способный обратимо растягиваться (с удлинением до 300 процентов) и обладающий в сравнении с другими пленочными материалами повышенной прочностью, стойкостью к раздиру, проколу, продавливанию, а также липкостью слоев пленки по отношению друг к другу.
Классификация стретч-пленкиПредлагаемая нами классификация стретч-пленки (рис. 1) не претендует на истину в последней инстанции, но поможет внести определенную ясность в описание продукта и рынка.
Стретч-пленка, появившаяся в первой половине 70-х годов прошлого столетия, первоначально выпускалась из ПВХ, СЭВА (сополимеров этиленвинилацетата) и линейного полиэтилена. С запуском последнего в серийное производство ЛПЭНП (линейный полиэтилен низкой плотности)  стал основным материалом, из которого изготавливаются стретч-пленки технического назначения.
Поливинилхлоридные стретч-пленки — это так называемые дышащие пленки, они используются для порционной упаковки пищевых продуктов на поддончиках и без них (хлеб, мясо, курица и т.п.) на предприятиях питания, торговли пищевыми продуктами и в быту. За счет высокой паропроницаемости эти пленки обеспечивают сохранность продукта и придают ему привлекательный внешний вид.
Полиэтиленовая стретч-пленка делится на пищевую (тонкие пленки от 12 до 6 мкм) и техническую. Пищевая используется в той же сфере, что и поливинилхлоридная пленка, она дешевле последней, но продукты в ней Соотношение устновленных мощностей России/СНГ по отношению к объему рынка палетной стретч-пленкихранятся меньшее количество времени.
В свою очередь, техническая полиэтиленовая стретч-пленка делится на сенажную и палетную. Сенажная используется в сельском хозяйстве для создания герметичной упаковки, в которой происходит процесс созревания сена. Эта упаковка должна быть герметичной и выдерживать нахождение под открытым небом в поле в течение нескольких месяцев. Продукт это сезонный, и в принципе рынок у нас пока можно назвать развивающимся, хотя есть уже производители оборудования для такой упаковки и регионы, где она достаточно широко используется.
О
Новые виды палетной стретч-пленки
Преориентированные пленки — предварительно растянутые пленки. Это достаточно новая технология, при которой специальная стретч-пленка при производстве проходит дополнительную производственную стадию растяжения и затем наматывается в готовые рулоны.
Толщина 7-12 мкм соответствует толщине обычной пленки после растяжения ее при обмотке палеты. При эксплуатации преориентированная пленка не требует большого растяжения (обычный уровень рабочего растяжения — престретча — 50-70 процентов). В некоторых случаях это позволяет добиться снижения расхода пленки. Бывает машинной и ручной, не требует специального оборудования: машинная предназначена для палетайзеров, не оснащенных механизмом престретча.
Выгода от использования таких пленок пока неоднозначна, установленные в мире мощности невелики — около 30 тысяч тонн, хотя многие европейские и азиатские производители заявляют о возможности выпуска такой пленки. В России пока возможностью выпуска преориентированных пленок не обладает ни один из имеющихся на сегодняшний день производителей.
Stretch hood — рукавная стретч-пленка, производится экструзией с раздувом. Требует специального оборудования. В основном находит применение как замена термоусадочной палетной пленки, особенно в таких областях, как упаковка строительных материалов, химической продукции. Использование stretch hood позволяет достигать самых высоких скоростей упаковки.
Принцип действия заключается в том, что рукав растягивается и одевается сверху на поддон, после чего пленка плотно охватывает груз.
В России уже несколько производителей освоили выпуск такой пленки, рынок постепенно формируется.
Power — пленка с высоким уровнем рабочего растяжения (престретча) — от 300 процентов и выше. Обычно предназначается для использования на высокоскоростных палетайзерах, оборудованных механизмом престретча. Возможно у отдельных производителей деление на power и super power, но суть остается та же — это пленки с высокими физико-механическими показателями, степенью растяжения, стойкостью к проколу, раздиру, прочностью.
сновой объем производства полиэтиленовой стретч-пленки составляет так называемая палетная пленка, о которой и пойдет речь в этой статье. Эта пленка используется для упаковки разнообразных грузов на поддонах-палетах путем ротационного обертывания. При обмотке она растягивается, при этом в ней возникает возвратная сила, стремящаяся вернуть пленку в исходное состояние. Эта сила — так называемое стягивающее усилие — обеспечивает надежное скрепление груза с палетой и формирование единого транспортного пакета. Такая упаковка обеспечивает сохранность грузов от воздействия внешней среды и расхищения при транспортировке, складировании, хранении; значительно упрощает и ускоряет погрузочно-разгрузочные работы.
В зависимости от способа применения палетная стретч-пленка делится на ручную (обмотка груза производится вручную) и машинную (обмотка идет с помощью специальных машин — палетообмотчиков или стретч-виклеров). Машинные и ручные пленки присутствуют на рынке примерно в равных долях. Количество палетной пленки новых типов, таких как stretch hood и преориентированные пленки, в России пока еще очень незначительно.

Кто производит
Состояние и прогноз развития российского рынка палетной стретч-пленкиПервое производство стретч-пленки методом раздува на основе СЭВА появилось в России еще в 1985 году. Методом плоскощелевой экструзии стретч-пленку впервые изготовили в ОАО «Успенский Агромашпласт» в 1996 году. О масштабном производстве палетной пленки можно говорить начиная с 2001 года.
Основными отечественными производителями стретч-пленки сегодня являются ГК «Упаковка и сервис» (завод «НоваРолл»), ООО «Регент-Стретч», ООО «Лава», ООО «Кристи», ООО «Вариопак». Существует также несколько десятков небольших локальных производств стретч-пленки, в основном использующих менее эффективный с экономической точки зрения метод экструзии с раздувом. Однако за счет удобства местоположения, а также благодаря использованию отечественного ПВД этим компаниям иногда удается довольно успешно конкурировать с крупными производителями стретч-пленки.
Из крупных зарубежных производителей, активно работающих или пытающихся работать на российском рынке, следует выделить европейские компании Trioplast, Orbita, ITW, Manuli, Deriblok, Plastotecnica, AEP, Mailis, Raniplast, а также фирмы из Малайзии (Scintex, Thong Guan BPplastics) и Турции (NacSan, Corozo).
Нужно отметить, что если еще несколько лет назад основную часть импорта составляла пленка европейских производителей, то сегодня они практически покинули российский рынок (исключение составляют сегменты специальных видов стретч-пленки).
Наибольшее давление сейчас оказывают производители из Малайзии и стран СНГ (Украина, Белоруссия) — доля их продукции составляет 25 процентов. Если сравнить прогнозы развития рынка 1,5-2-годичной давности и его современное состояние, то видно, что импорт стретч-пленки не только не уменьшился, как это предполагалось ранее в связи с ростом местного производства, но имеет все шансы вырасти.
Изготовители палетной пленки из стран ближнего зарубежья, особенно Украины и Белоруссии, пользуясь ценовым преимуществом перед отечественными производителями за счет разницы в таможенных пошлинах на сырье (до 10 процентов), постоянно наращивают объемы выпуска. При этом, учитывая малый объем рынка стретч-пленки в этих странах, все новые мощности нацелены в основном на российский рынок.
Таким образом, наличие избыточных мощностей как на мировом рынке, так и внутри России влечет за собой серьезную ценовую конкуренцию. Очень часто это приводит к недобросовестным приемам, когда ролики с уменьшенной намоткой — например, 200 м — продаются как ролики полной намотки, либо цена за килограмм веса пленки выставляется с учетом веса шпули (вес брутто).
Сырье для производства палетной стретч-пленки — линейный полиэтилен — пока еще не производится в нашей стране. Есть проект организации его выпуска в ОАО «Нижнекамскнефтехим», уже появлялись на рынке пробные партии производства ОАО «Казаньоргсинтез», но стабильных поставок раньше 2008-2009 гг. вряд ли приходится ожидать. При этом ассортимент пока тоже не ясен.
Что касается сопредельных стран, только в Узбекистане (Шуртан) есть производство линейного полиэтилена. Поставки его на рынок нестабильны, как, впрочем, и качество; при этом отсутствуют специализированные плоскощелевые марки.
Таким образом, все отечественные производители вынуждены использовать импортное сырье — в основном, европейское. В связи с этим, как говорилось ранее, возникла ситуация, когда производства в сопредельных странах фактически развиваются за счет российского рынка и за счет неравных условий завоза одного и того же сырья (рис. 2).
В случае возникновения полноценного отечественного производства линейного полиэтилена эта проблема может разрешиться, и тогда, в принципе, ситуация будет схожа с ситуацией на рынке термоусадочной пленки, где импорт практически отсутствует, за исключением сегмента специальных термоусадочных пленок и термоусадочных пленок с качественной печатью.

Тенденции и перспективы рынка
Реальный рынок палетной пленки в России стартовал в начале 90-х годов с приходом крупных мультинациональных компаний, организовавших свои производства и принесших с собой стандарты упаковки продукции, в том числе на стретч-пленку, которую начали импортировать местные дистрибьюторы в ответ на возникшую потребность.
Сегодня уровень потребления стретч-пленки на душу населения в России в 3 раза меньше, чем в Западной Европе. При этом рост рынка постепенно замедляется, хотя и остается достаточно высоким, составляя около 15-17 процентов в год (рис. 3). Суммарная мощность по выпуску стретч-пленки основных производителей в России составляет, по предварительным оценкам, около 140 тысяч тонн в год. На рынке сейчас отсутствует явный лидер. Потенциал роста — до уровня потребления 300-350 тысяч тонн в год.
Рост европейского рынка палетной пленки, составляющий 4-5 процентов в год, обеспечивается, с одной стороны, ростом промышленного производства и, соответственно, потребления стретч-пленки и, с другой стороны, замещением ею термоусадочной пленки, традиционно используемой для упаковки палет. Во многом благодаря этому происходит развитие stretch hood в Европе, так как принцип упаковки немного схож, и оборудование для обоих типов упаковки обычно выпускают одни и те же компании.
В России рост рынка стретч-пленки происходит преимущественно за счет развития новых производств и модернизации существующих, что ведет к увеличению потребления пленки. Нужно отметить, что в России стандарт упаковки на палетах пришел вместе со стретч-пленкой, и поэтому процент палет, упаковываемых в термоусадочную пленку, невелик — в основном ее используют в сегментах упаковки бутылок и кирпича (свою роль играет наличие источников тепла). Поэтому, на мой взгляд, значительного роста stretch hood в России ожидать не приходится: например, производители пластмасc часто упаковывают свою продукцию в термоусадочную пленку, сделанную из собственного сырья, а поставки внутри страны часто ведут навалом.
Можно утверждать, что российский рынок развивается в соответствии с общемировыми тенденциями, хотя и с некоторым отставанием. Так, во всем мире наблюдается тенденция к увеличению количества слоев пленок, переход к пленкам с пятью и более слоями — и в России сейчас большинство производителей имеют с своем арсенале линии по производству 5-слойных палетных пленок (в США есть уже 7- и 9-слойные).
Борьба за снижение цены и, соответственно, веса упаковки приводит к снижению толщины пленок с сохранением заданных свойств за счет новых технологий и материалов — и здесь Россия следует общемировому курсу.
В Европе сейчас наблюдается значительный рост потребления и производства stretch hood (рост 20 процентов) и преориентированных пленок.
В России эти продукты пока не получили широкого применения, хотя уже есть несколько производителей, успешно наладивших выпуск этой довольно сложной продукции.
Вообще идея экономии за счет использования более дорогих и качественных материалов пока только развивается в России.
Еще одна общемировая тенденция — увеличение эффективности линий (повышение скорости до 500 м/с и более при полной автоматизации линий), рост производительности линий, увеличение ширины выпускаемой пленки.
Что касается автоматизации, то эта тенденция, к сожалению, пока нашу страну не затронула, и нам приходится с завистью смотреть в сторону Малайзии, которая устанавливает у себя самое современное оборудование. России же только на одном-двух заводах есть встроенные в линию роботы-укладчики.
Во многом это отставание связано с политикой государства в области импорта оборудования, когда из-за высоких налогов производители стараются экономить на всем и закупать линии, ориентируясь, в первую очередь, на низкую цену, а не на качество. Такая политика может привести к отставанию и проигрышу в конкурентной борьбе с зарубежными производителями.


В начало статьи Обсудить в форуме К содержанию
Полное или частичное воспроизведение материала в электронных СМИ допускается только при обязательной ссылке на сайт журнала "ПЛАСТИКС: индустрия переработки пластмасс", в печатных СМИ - только с письменного разрешения редакции.
Яндекс цитирования
"ПЛАСТИКС" стал мобильнее
x

Уважаемые посетители сайта "Пластикс"

С июня 2013 года для пользователей планшетных компьютеров на Android и iOS доступно мобильное приложение (инструкция здесь).

Вы можете бесплатно ознакомиться с одним из номеров журнала (№6, 2015) через мобильное приложение.