Get Adobe Flash player
PLASTIKS on line. Home
English version
новости журнал конференция каталог магазин объявления выставки листалка
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
№ 12 (58), 2007
№ 11 (57), 2007
№ 10 (56), 2007
№ 9 (55), 2007
№ 7-8 (53-54), 2007
№ 6 (52), 2007
№ 5 (51), 2007
№ 4 (50), 2007
№ 3 (49), 2007
№ 1-2 (47-48), 2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
Медиаплан (темы номеров)
Прайс
Подписка
Купить
Мобильная версия
Медиакит








НОВЫЙ РАЗДЕЛ "ПЛАСТИКСА"
Самая свежая информация для участников и посетителей международных полимерных выставок




"В "полимерщики" пойду. Где меня научат?"  № 5 (51), 2007

Тема обучения переработчиков пластмасс весьма актуальна для отрасли, ведь нехватку профессиональных, хорошо обученных специалистов испытывает едва ли не каждое производство — это подтверждает публикуемый нами блиц-опрос, в котором приняли участие сотрудники российских предприятий, а также результаты интернет-опроса. Складывается впечатление, что в стране недостаточно профильных учебных заведений, однако подготовленный нами список российских вузов, в которых можно получить специальность "Переработка пластических масс и эластомеров", свидетельствует о другом. В чем же причины "кадрового голода" и как исправить сложившуюся ситуацию? Об этом — "особое мнение" представителя высшей школы. И все же сегодня мы скорее обозначаем проблему, чем даем решения, ведь это только начало большого разговора, к которому мы приглашаем читателей. Ждем ваших откликов по электронному адресу edition@plastics.ru

БЛИЦ-ОПРОС: "Учим всему на производстве"
Мы попросили представителей отечественных перерабатывающих предприятий ответить на следующие вопросы
1. Где Вы берете специалистов для своих производств?
2. Удовлетворяет ли высшая школа потребности отрасли в специалистах?
3. Насколько содержание образования в вузах соответcтвует современным требованиям к переработчикам?
Сергей Соколов, начальник технологической службы,
Роман Торопов, ведущий инженер-технолог технологической службы
ОАО "Пластик" (Сызрань)
1. Из имеющихся у нас технологов только у трех человек есть специальное образование. Остальные — механики, экономисты, педагоги. Заявки в отдел кадров подаем регулярно. Несколько раз звонили в Самарский государственный технический университет, ответ один: "Дадите квартиру?". Квартир мы не даем. Да и время такое — мало что дают, все надо зарабатывать. В сызранских же вузах нужных нам специальностей нет.
2. Мы считаем, что недостаточно. В противном случае мы видели бы очереди из этих специалистов в отделе кадров. Многие выпускники работают не по специальности, так как учились ради диплома и чтобы не попасть в армию.
3. На производстве требуются практические знания. Технолог должен знать оборудование, сырье и технологию на уровне, который выше "цеховых" потребностей (запустить и вывести на режим литьевую машину, экструдер, линию по заливке ППУ). При этом сфера приложения его усилий — не только оборудование в цехе. Он является организатором всего процесса производства изделий (заказ сырья, транспортировка, подготовка, изготовление изделий, их упаковка и отправка потребителю). Ежедневно возникают проблемы с поставляемым сырьем: один и тот же материал по свойствам может отличаться как от партии к партии, так и от мешка к мешку, от бочки к бочке. Нестабильное качество не только основных, но и упаковочных и вспомогательных материалов требует постоянной корректировки технологической документации и проведения дополнительных испытаний. Зачастую технолог выступает в роли экономиста или конструктора. Специалистов, готовых решать весь этот комплекс задач, вузы не выпускают.

Ганбар Джангиров, начальник цеха ООО "Полиформпласт" (Ульяновск)
1. Нынче стало трудно найти работника с дипломом специалиста-переработчика пластмасс, поэтому приходится переобучать машиностроителей и химиков на конструкторов оснастки, технологов и производственных мастеров по переработке пластмасс.
Результаты опросов среди посетителей интернет-портала www/plastics.ru2. На мой взгляд, у нас очень мало вузов, выпускающих специалистов-переработчиков пластмасс. В основном они сосредоточены в Москве и других крупных городах. Сегодня востребованы конструктора, технологи, механики и электронщики, имеющие высшее образование по технологии, конструированию и оборудованию по переработке пластмасс.
3. Молодые специалисты теоретически подготовлены. Хотелось бы, чтобы вузы имели современную производственную базу и очень тесно сотрудничали с промышленными предприятиями, имеющими передовые технологии.

Евгения Решетникова, менеджер по продажам оборудования компании "Норд Пласт" (Санкт-Петербург)
1. Найти готовых переработчиков с соответствующим образованием практически невозможно — у нас такой только один, причем окончивший украинский вуз. Обычно по объявлениям подбираем людей с техническим образованием и обучаем всему на производстве. Знаю, что некоторые предприятия оплачивают обучение студентов, с тем чтобы они вернулись на производство готовыми специалистами, но у нас пока такой практики нет.
2. Наверняка количества выпускаемых специалистов недостаточно, но проблема еще и в том, что сейчас вообще мало кто работает по специальности.
3. На мой взгляд, выпускникам явно не хватает практических навыков. И причина этого — в отсутствии или недостаточном количестве производственной практики. Если раньше вузы присылали к нам студентов, то сейчас этого нет. Конечно, есть объективные сложности: круглосуточный режим работы предприятия не устраивает студентов, нам приходится отрывать людей от производства, но мы готовы к такого рода сотрудничеству, так как видим в нем перспективу.

ОПЫТ

Практика для студентов-переработчиков
Примером успешного сотрудничества между вузом и предприятиями — правда, пока зарубежными   — может служить практика студентов Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета) на заводах Германии, организованная компанией Koch-Technik.

Практика для студентов-переработчиковПрактика для студентов-переработчиков

Осенью 2006 года две группы студентов и преподавателей кафедры «Оборудование и робототехника переработки пластмасс» СПГТИ получили возможность познакомиться с работой предприятий, занимающихся производством оборудования для переработки пластмасс: заводов фирмы Koch-Technik в городе Гебрихене и компании Demag Ergotech в городе Швайге вблизи Нюрнберга. Также фирма Koch-Technik привез-ла ребят и преподавателей на предприятие, где из-готавливаются выдувные тубы для косметической промышленности. Во время практики ребята смогли изучить непосредственно на производстве многие аспекты переработки пластмасс, знакомые им только по научно-технической литературе.

МНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Кооперация вузов и предприятий — другого пути нет!
Валерий Богданов, д.т.н., профессор,
декан инженерно-кибернетического факультета Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета)
Отрасль переработки полимеров в последние годы развивается очень стремительно. Постоянно открываются новые предприятия, модернизируются существующие. И всем требуются специалисты. Но вот в чем парадокс: выпускает специалистов по переработке пластмасс государственный институт, а запросы на них во многом исходят от предприятий частных. Кто же должен покрывать затраты на обучение специалистов? Пока это делает государство. Но разве это справедливо?
Давно существует форма обучения на основе договоров с предприятиями, но таких договоров в вузах — единицы. Да и сами студенты не очень-то хотят себя стеснять после окончания института обязательным сроком отработки.
Конечно, есть предприятия, которые оказывают серьезную помощь вузам. Часто это зарубежные фирмы, предоставляющие им образцы своей продукции: машины, приборы, вычислительную технику. Они поступают мудро, глядя вперед. Пройдет несколько лет, и сегодняшние студенты, которые учатся на их оборудовании и приборах, сами будут определять политику предприятий, решая, какую технику им приобрести.
А вот взаимодействие отечественных производств с высшей школой сегодня — большая редкость. Но ведь квалифицированные кадры нужны всем. И здесь каждое предприятие в силу имеющихся у него возможностей может и должно найти свою систему взаимоотношений с профильным институтом. Это не благотворительность, а взаимовыгодное партнерство. Иначе нас ждут времена Петра I, "импортировавшего" инженеров из-за рубежа.
Надо четко понимать: если рухнет система высшего технического образования, то наша страна превратится в колонию. И кому-то этого очень бы хотелось. Но неудобно же стрелять по вузам из танков, как по Белому дому в 1993 году. Можно выстрелить зарядом покрупнее? Болонской конвенцией*. Но за те десять лет, когда в нашей стране стали выпускать бакалавров и магистров по техническим специальностям, уже можно было убедиться в том, что промышленности они абсолютно не нужны. Бакалавры решают практические вопросы хуже выпускников техникумов, а более сложные вопросы — хуже инженеров. При таком стремлении госу-дарства к «европеизации» образования материальная база вузов не обновлялась десятилетиями и находится в крайнем упадке. Надежды на то, что государство выделит из своих золотовалютных резервов средства и обеспечит институты современной приборной техникой, машинами, учебными стендами, нет. Надежда здесь только на предприятия. На мой взгляд, только тесное их взаимодействие с высшей школой позволит продвинуться в решении обозначенных проблем.

*Болонская конвенция — соглашение, подписанное главами департаментов образования 29 европейских государств в 1999 году. Цель соглашения — создание единой системы высшего образования в Европе.
Российское Министерство образования обязалось перестроить систему высшего образования по западному образцу к 2010 году — в частности, ввести системы многоуровневого высшего образования (бакалавр — магистр). 16 мая 2007 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о переходе на эту систему уже с 1 сентября 2007 года.


Что должен знать и уметь выпускник вуза
Геннадий Тихонов, к.х.н., доцент,
научный консультант журнала "Пластикс",
в прошлом — преподаватель кафедры технологии переработки пластических масс Самарского государственного технического университета
Современное полимерное производство требует от новоиспеченного дипломированного специалиста-переработчика, как минимум, следующего:
— знания теоретических основ технологии переработки полимерных материалов (ТППМ);
— практических навыков работы на современном оборудовании;
— отработки технологий на компьютере;
— знания специальной литературы и умения работать с ней, с патентными данными и материалами специализированных выставок;
— знания систем компьютерного расчета оснастки;
— представления об оборудовании по изготовлению оснастки;
— навыков технико-экономических расчетов по изготовлению изделий из пластмасс.
Выполняются ли эти требования в настоящее время? К сожалению, далеко не всегда и не везде.
В России в последние годы значительно выросло количество вузов, где готовят переработчиков. В 80-х годах прошлого века их было 17 на весь Советский Союз, учитывая кафедры по синтезу пластических масс. Однако сегодня во многих случаях рост количества происходит в ущерб качеству: институты и кафедры зачастую не имеют научной школы и собственных квалифицированных кадров.
Но даже в отдельных передовых вузах, сохранивших и развивающих традиции научной школы, имеет место отставание теоретической подготовки от современных требований, поскольку элементарно не хватает новых учебников и специализированных книг. Совсем плохо обстоит дело с материально-технической базой. А ведь были времена, когда на практических занятиях за 4 часа студенты перерабатывали 20-40 кг полимеров. На кафедре переработки пластмасс в Самарском государственном техническом университете были 2 литьевые машины, 4 пресса, лабораторный экструдер, испытательное оборудование. Сейчас ничего этого нет, и в других вузах такая же картина. Есть компьютеры, но отсутствуют дорогостоящие программы расчета процессов литья, термоформования, экструзии. Что касается производственной практики студентов, предприятия сегодня не спешат ее обеспечивать.
Что же хотят получить производственники, не помогая профильным вузам, не вложив ни рубля в подготовку специалистов? А на "варягов" нам рассчитывать не приходится — поток инженеров из-за рубежа к нам не хлынет.

Список профильных вузов смотрите в печатной версии журнала "Пластикс", №5, 2007.


В начало статьи Обсудить в форуме К содержанию
Полное или частичное воспроизведение материала в электронных СМИ допускается только при обязательной ссылке на сайт журнала "ПЛАСТИКС: индустрия переработки пластмасс", в печатных СМИ - только с письменного разрешения редакции.
Яндекс цитирования
"ПЛАСТИКС" стал мобильнее
x

Уважаемые посетители сайта "Пластикс"

С июня 2013 года для пользователей планшетных компьютеров на Android и iOS доступно мобильное приложение (инструкция здесь).

Вы можете бесплатно ознакомиться с одним из номеров журнала (№6, 2015) через мобильное приложение.